Новая израильская авиакомпания Air Haifa: каковы шансы на успех

Успех нового израильского лоукостера Air Haifa вызывает сомнения у авиационных экспертов, несмотря на участие в проекте нескольких известных личностей. Перевозчик планирует начать полеты в летнем сезоне-2024 и обещает привлекательные тарифы. Однако анонсированная ранее бизнес-модель остается под вопросом из-за ограниченных возможностей базового аэропорта Хайфы.

Проблемный аэропорт

Аэропорт Хайфы — старейший в стране, построенный британцами в 1934 году, еще до основания государства Израиль. Расположенная у восточного въезда в город воздушная гавань обслуживала Королевские ВВС и совместную иракско-британскую нефтяную компанию. По завершении британского мандата аэропорт перешел на баланс муниципалитета Хайфы. Сегодня его курирует Управление аэропортов Израиля.

Ни одна израильская авиакомпания в настоящее время не использует аэропорт Хайфы. Гендиректор перевозчика Arkia Оз Берловиц объясняет, что одной из причин прекращения работы возглавляемого им воздушного оператора в авиаузле была неспособность увеличить длину взлетно-посадочной полосы для приема больших самолетов.

– Длина ВПП в Хайфе не соответствует размерам наших самолетов. Жаль, что Государство Израиль решило расширить морской порт Хайфы, не приняв во внимание удлинение взлетной полосы, – пояснил топ-менеджер.

По его словам, длина существующей «взлетки» составляет 1200 метров. Если бы ее увеличили до 1500 метров, Arkia могла бы выполнять рейсы в близлежащие пункты назначения и на греческие острова, полеты длились бы час с четвертью. В случае удлинения до 1900 метров, перевозчик мог бы летать из Хайфы в Европу.

Д-р Узи Фройнд-Файнштейн с кафедры транспорта и туризма Академического колледжа Кинерет объясняет невозможность удлинения «взлетки» аэропорта Хайфы наличием в окрестностях объектов критической структуры вроде нефтеперерабатывающих заводов.

– Продлить ВПП в этом направлении без ущерба для НПЗ нельзя, а с другой стороны море. К тому же в аэропорту недостаточно парковочных мест и доступа к общественному транспорту, – пояснил профессор.

Международные авиакомпании ранее пытались безуспешно обосноваться в аэропорту Хайфы. В частности, соответствующие усилия предпринимал кипрский перевозчик TUS Airways.

– Однако его руководство быстро поняло, что там нет будущего, — напомнил Фройнд-Файнштейн.

Согласно документам Управления аэропортов Израиля, даже в относительно спокойные времена (до вторжения в Газу, – ред.) воздушную гавань использовали лишь компактные самолеты, задействованные для обслуживания морских газовых платформ.

«Нулевой шанс»

– Шансы на успех Air Haifa и любой другой аналогичной авиакомпании на успех в Хайфе сейчас практически равны нулю, — отмечает источник в авиационной отрасли. – Когда в Израиле была нормальная авиация, шансы были. Трудно оценить, сколько еженедельных рейсов перевозчик сможет выполнять в сегодняшних условиях. Как по мне, то не более четырех. А для получения прибыли нужно летать гораздо больше.

Д-р Фройнд-Файнштейн также считает, что Air Haifa будет нелегко. По его словам, на первых порах возможен некоторый успех, однако средне- и долгосрочные перспективы выглядят удручающе.

– И хотя за Air Haifa стоят очень серьезные и опытные люди (основатель Palo Alto Networks Нир Зук; генеральный директор Strauss Group Шай Бабад; бывший гендиректор El Al Гонен Усышкин; бывший коммерческий директор El Al Майкл Страсбургер; бывший генеральный директор ZIM Рафи Даниэли. – ред.), лично мне неясно, как этот бизнес будет работать. Они хотят создать авиакомпанию. Это означает, что полеты будут ближнемагистральными на турбовинтовых самолетах и на них будет перевозиться менее восьмидесяти пассажиров, – отметил профессор.

По его словам, бюджетным авиакомпаниям требуется гораздо большее количество пассажиров для достижения экономической эффективности.

– Однако возможности аэропорта Хайфы ограничены, никто из современных лоукостеров не использует турбовинтовые самолеты. Им нужно быстро достичь большого объема перевозок, им нужен терминал, способный вместить достаточное количество пассажиров. Всего этого в аэропорту Хайфы нет, – заключил Фройнд-Файнштейн.

Вместо резюме

Опрошенные израильскими СМИ эксперты и участники рынка сошлись во мнении, что хотя Air Haifa может иметь некоторые преимущества на начальной стадии, шансы на долгосрочный успех выглядят “крайне сомнительными”.

Ограниченная инфраструктура аэропорта Хайфы и неподходящая бизнес-модель могут привести к трудностям в будущем, отмечают специалисты.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


 


Читайте также: